Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск- Камчатский

Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV. Общие вопросы

До обучения в Канаде в 2001-2002 гг. я, как и подавляющее большинство российских гидов, осваивал эту профессию самостоятельно, методом проб и ошибок, в течение 12 лет. По собственному опыту знаю, что у наших гидов много разногласий и споров по поводу различных аспектов этой работы: требований к уровню подготовки, прав и обязанностей, взаимоотношений с клиентами и работодателями и т.д. В рамках одной статьи невозможно затронуть все спорные моменты. Поэтому, прежде всего, хочу немного подробнее рассказать о самых важных аспектах обучения и работы гидов IFMGA.

I. Главный акцент в обучении гидов заключается в том, что учат не спорту, а профессии. Если сформулировать максимально коротко, то суть профессии гида заключается в умении безопасно работать с людьми в горах. Бытующее у нас мнение, что основная задача гида – это затащить клиента или группу на вершину чуть ли не любой ценой, чтобы отработать свою зарплату, совершенно не соответствует действительности.

О требованиях к спортивно-технической подготовке гидов уже сказано: они очень высокие и жесткие. Все слабо подготовленные отсеиваются на предварительном тестировании еще до поступления в школу. Поступившие совершенствуют свою технику в процессе обучения и осваивают специфические гидовские приемы. Например, технику одновременного движения в укороченной связке с одним или двумя клиентами на горном рельефе 2-3 к.тр.
Однако неверно думать, что, главным образом, учат каким-то особо « крутым» гидовским приемам. В первую очередь учат применять как раз самые простые, надежные и проверенные временем приемы. Здесь гиды часто сознательно консервативны и не всегда торопятся вводить в свой технический репертуар какие - то новинки техники или снаряжения. Это объясняется высокой ответственностью, лежащей на гидах. В случае ЧП и неизбежного судебного разбирательства гид должен будет доказывать, что он все делал безупречно с технической стороны, а также использовал снаряжение соответствующего качества и строго в соответствии с рекомендациями производителей.

Когда говорят об обеспечении безопасности, то речь идет не только о технической грамотности в организации страховки и прохождения маршрута.
Именно отношение к безопасности в целом, будь то на страховке, на подходе, или на бивуаке, - это тот главный критерий, по которому в первую очередь отсеиваются студенты в процессе обучения в школах гидов. На каком бы маршруте ни работал гид – обеспечение безопасности своих клиентов – это его главная и первейшая обязанность.

Гиды - преподаватели обращают особое внимание на лихачей, пренебрегающих собственной безопасностью. Здесь логика такая: если из-за пренебрежения собственной безопасностью с гидом что-то случится, то он не сможет полноценно обеспечить безопасность клиентов. Значит, пренебрегая собственной безопасностью, гид также пренебрегает безопасностью своих клиентов, что совершенно недопустимо.
По этой причине нередко отсеиваются сильные альпинисты и горнолыжники, уже заслужившие определенную известность своими восхождениями или экстремальными спусками. Понятно, что во время сложного спортивного восхождения неизбежны моменты, когда приходится идти на грани и компромиссы в страховке неизбежны. В таких ситуациях риск компенсируется высоким уровнем подготовки восходящих или солиста. Но в работе с клиентами гид не имеет права допускать компромиссов ни в страховке, ни в других аспектах безопасности.
Для примера хочу привести два первых пункта из Кодекса Профессиональной Этики Канадской Ассоциации Горных Гидов, определяющие главные обязанности гида:

1. Безопасность клиентов является нашей первоочередной задачей в любое время. Все наши личные цели и цели наших клиентов должны подчиняться этой задаче.

2. Безопасность других людей в горах также является нашей заботой. И мы должны, когда это возможно, помогать другим группам советом и информацией, а также оказывать непосредственную помощь попавшим в беду. Однако мы можем делать это только в том случае, когда нет угрозы безопасности нашим клиентам.

Должен сказать, что в заметках о путешествиях и восхождениях в России, опубликованных в англоязычных СМИ, мне нередко приходилось читать о лихачестве как о характерной черте русских гидов. К сожалению, вынужден с этим согласиться, так как и сам грешил ненужными «подвигами» в первые годы работы гидом с иностранцами, и многие знакомые гиды прошли через период бравады перед клиентами.
Безусловно, в России есть гиды, работающие на самом высоком уровне, ничем не уступая западным профи. Но в целом, на мой взгляд, многим нашим гидам, в том числе имеющим высокие спортивные разряды и инструкторские звания по альпинизму, есть чему поучиться в плане подхода к обеспечению безопасности у гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV.
И дело здесь не в том, что в нашей системе альпинистской спортивной и инструкторской подготовки мало внимания уделяется вопросам безопасности. Дело в разном подходе к работе гида и, соответственно, в разном уровне ответственности.
Для большинства российских гидов - это сезонная работа.
Для гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV – это основная профессия, которой дорожат.
Как профессионал гид несет полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье клиентов так же, как водитель или пилот.
В случае любых претензий к гиду клиенты могут обратиться в суд. На Западе, в отличие от России, этим правом пользуются регулярно. Если случилось ЧП, то обращение клиентов в суд практически 100% гарантировано. Не знаю насчет Европы, но в Канаде и США, даже в случае гибели клиента, такие дела, как правило, рассматриваются в гражданском суде, и речь идет о возмещении материального ущерба. Поэтому тюрьма обычно гидам не грозит. Чаще всего, в случае небольших ЧП, все материальные издержки покрываются различного рода страховками, и все дела решаются адвокатами сторон.
А вот в случае серьезного ЧП, если в суде доказана вина гида, финансовые издержки могут быть очень большие. Такое ЧП может надолго испортить репутацию гида и оставить его без работы. Для профессионала, затратившего годы на свое обучение, потеря работы – это очень серьезный риск.

К вышесказанному приведу пример из канадской практики:
В этой стране каждый гид, работая на любом маршруте, обязан ежедневно вести дневник. Туда заносятся наблюдения за погодой (по метеорологическим стандартам) и все важнейшие события каждого дня. Этот дневник является юридическим документом в течение 7 лет.
Зачем это нужно?
Например, во время катания на хели-ски, клиент, нарушив указания гида, отклоняется от маршрута, попадает на опасный склон, падает и получает небольшую травму. Клиент, зная о своем нарушении, сразу претензии не предъявляет. Но, скажем, года через 3-4 травма снова дает о себе знать обострением. Требуется лечение. Сразу возникает вопрос: где бы взять деньги? С этой целью клиент подает в суд на гида и на хели-ски компанию. В ответ в суде предъявляется дневник гида, где написано, что клиент получил травму, нарушив указание гида. Причем правильность написанного подтверждается подписями свидетелей этого происшествия (других клиентов и гидов), которые грамотный гид собрал по горячим следам сразу после ЧП. В результате клиенту в иске отказано.
Понятно, что подобный случай при работе с индивидуальным клиентом ставит гида в боле сложное положение. Но, тем не менее, благодаря грамотной работе гидов в целом (в том числе и обязательным дневникам) статистика за период с1991 по 2001 г . в Канаде такова: ни в одном случае обращения клиентов в суд с претензиями к гидам или гидовским компаниям не была доказана вина гида. Ни разу. Хотя в том числе рассматривались и серьезные ЧП, приведшие к гибели клиентов.

II. Следующий аспект обучения и работы гида, о котором у нас практически не говорят, - это умение работать с клиентами. Наряду с обеспечением безопасности, – это важнейшая сторона работы гида. Здесь нам тоже есть чему поучиться у гидов IFMGA.

Несмотря на всю горную романтику, профессия гида относится к сфере обслуживания. Требования к качеству предоставляемых гидами услуг на Западе очень высокие, и конкуренция серьезная. Так что в этой сфере умение работать с людьми совершенно необходимо.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что главное для гида - это непосредственная работа впереди на маршруте. А вытирать клиентам сопли он не должен.
Это неверно. Еще как должен!
Безусловно, в первую очередь гид является руководителем и лидером на маршруте.
Но в то же время в профессии гида существует такое ключевое понятие, как «забота о клиенте». Это означает, что гид должен заботиться о физическом и психологическом комфорте клиентов постоянно: и на подходах, и на маршруте, и на биваке и все 24 часа в сутки.
В качестве примера приведу цитату из «Технического учебника для профессиональных горных гидов», изданного в 1999г. и являющегося официальным учебным пособием в учебных программах Ассоциаций Горных Гидов Канады и США.

Вот как расставлены приоритеты во время работы гида на маршруте:

1. Главная задача - это обеспечение безопасности клиентов.
2. Обеспечение положительного опыта для клиентов.
3. Достижение непосредственной цели восхождения или путешествия.

С первым пунктом все понятно.
А вот второй и третий пункты означают следующее:
Пункт третий. Горы всегда сильнее нас, и потому 100% гарантировать успех любого мероприятия в горах не могут даже самые крутые профессионалы. Непосредственная цель, будь то вершина, спуск на лыжах с горы и т.п., может оказаться недостижимой, несмотря на все усилия.

Пункт второй. Независимо от того, достигнута цель мероприятия или нет как бы не складывались обстоятельства, гид обязан приложить все усилия для того, чтобы в итоге клиенты расценивали полученный опыт положительно и не считали, что потратили время и деньги зря.

Гид должен быть и инструктором, и организатором досуга, и нянькой, если это потребуется. Гид должен поддерживать моральный дух и положительный настрой в любых ситуациях. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед гидами.

Каждый гид, кто, хотя бы раз в своей практике, несколько дней подряд пережидал непогоду, сидя с клиентами в палатке или снежной пещере, знает, что такие моменты психологически самые трудные. Особенно если выйти никуда нельзя, а обратный рейс у клиентов улетел ещё вчера. В таких ситуациях гид не имеет права завалиться в свою палатку на весь день, предоставив клиентов самим себе. После таких «отсидок» любая работа на маршруте покажется праздником.

Продолжение следует…

Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск- Камчатский

Подготовка горных гидов в Канаде

Канадская Ассоциация Горных Гидов (Association of Canadian Mountain Guides ACMG) проводит обучение и сертификацию гидов по следующим горным направлениям:

Скальный гид (Rock Guide). Работают на чисто скальных маршрутах в районах, где нет постоянных снежников и ледников.

Гид по альпинизму (Alpine Guide). Работают на любых маршрутах в горах. Зимой использование лыж допускается только на подходах.

Лыжный гид (Ski Guide). Работают на любых лыжных и сноубордических маршрутах (хели-ски, ски-тур, бэккантри-фрирайд и т.п.) в том числе и в районах с постоянным оледенением. Допускаются восхождения на технически несложные вершины.

Горный гид (Mountain Guide). Этот сертификат дает гиду международный статус IFMGA/UIAGM/IVBV. Чтобы стать Горным Гидом, необходимо получить сертификаты Гида по альпинизму и Лыжного гида. Горные гиды работают на любых маршрутах без ограничений.

ACMG также сертифицирует гидов по пешеходному туризму и инструкторов по скалолазанию.

Вся подготовка скальных гидов, гидов по альпинизму и горным лыжам проводится на базе университета «Река Томпсон» (Tompson River University) в г. Камлупс (Kamloops), Британская Колумбия. Подготовка строится по системе отдельных курсов. Все курсы и экзамены платные. Университет совместно с ACMG обеспечивают учебный процесс. Непосредственно сами курсы проходят в различных горных районах Канады и США.

Общие требования при поступлении на любой курс таковы:

1. Возраст 19 лет.
2. Опыт в избранной дисциплине не менее 3-х лет и определенное количество скальных, альпинистских или горнолыжных маршрутов разных категорий. Для подтверждения опыта требуется резюме, подписанное двумя и более людьми, заверяющими полученный опыт.
3. Иметь действующий сертификат по оказанию первой медицинской помощи в условиях дикой природы продвинутого уровня (минимум 80 часов).

Для того, кто уже имеет необходимый опыт и уровень подготовки, поступление на любой курс начинается с получения этого медицинского сертификата. Для этого сначала надо окончить базовый курс по оказанию первой медицинской помощи в условиях дикой природы (минимум 60 часов). Только имея сертификат базового уровня, можно поступить на продвинутый курс. Оба курса платные и проводятся по примерно идентичным программам различными частными фирмами по всей территории Канады. Сертификаты этих курсов действительны два года.
Если прошло больше двух лет, то для продления сертификата необходимо пройти курсы переподготовки (примерно 40 часов).

Общая схема обучения следующая:

Каждая из трех горных квалификаций - скальная, альпинистская и горнолыжная - имеет промежуточную ступень - сертификат Гида-Ассистента или стажера.

Для получения этого сертификата необходимо:
Успешно окончить учебный курс подготовки и получить допуск к экзаменам.
Курсы подготовки по каждой дисциплине продолжительностью от 7 до 9 дней проходят только один раз в году. Требования во время учебы очень жесткие. Обычно не больше 50% окончивших курсы получают допуск к экзаменам.
Экзамены проходят через 2-3 месяца после курсов и представляют собой отдельный курс продолжительностью 8-10 дней. Разрыв во времени сделан для того, чтобы у тех, кто допущен к экзаменам, было время поработать над недостатками, на которые им обязательно укажут во время личного собеседования по окончании курса. Можно сдавать экзамен либо в том же сезоне, либо через год (но не позже, так как иначе придется проходить курс снова).

В программах «Гид по альпинизму и Горнолыжный гид» также есть четырехдневный курс предэкзаменационной подготовки. Этот курс проходит за две недели до экзамена и не является обязательным. Обычно на него записываются те, кто не совсем уверен в своих силах.
На экзаменах также отсеивается порядка 50% студентов. Сдавшие экзамен получают сертификат Гида-Ассистента.

Прежде чем сдавать экзамен на получение сертификата Гида , надо:

1. Проработать Гидом-Ассистентом не менее одного года и не более двух лет.
2. Получить положительную характеристику с места стажировки и рекомендацию сертифицированного Гида.
3. Предоставить обновленное резюме, показывающее спортивный рост гида. В него заносятся только новые маршруты, пройденные со времени подачи предыдущего резюме.
4. Действующий сертификат по оказанию первой медицинской помощи - это постоянное требование на всех курсах и экзаменах
Продолжительность экзамена 8-10 дней.

Если по каким-либо причинам Гид-Ассистент не сдал экзамен на Гида в течение двух лет после окончания курса, требуется повторить курс.

Можно работать в качестве Гида-Ассистента и больше двух лет, но для сдачи экзамена на гида потребуется пройти курс подготовки снова.

Минимальные требования для поступления на курсы по каждой из горных дисциплин.

I. Скальный гид

В ACMG справедливо считают, что скальная подготовка лежит в основе всей горной подготовки. Для поступления на курсы гидов по альпинизму необходимо иметь сертификат Скального Гида-Ассистента.
Поэтому о требованиях для поступления на курс скального гида подробнее:

Минимальный уровень спортивного лазания он-сайт 5.10с(американская классификация)
Опыт прохождения маршрутов в стиле ред-пойнт 5.10d и выше.

В списке пройденных маршрутов необходимо указать:
1. 15 коротких (1-3 веревки) маршрутов с организацией собственных точек страховки (мин.5.10c), пройденных за прошлый год.
2. 15 коротких скальных маршрутов с фиксированными точками страховки (минимум 5.10d), пройденных в прошлом году он-сайт.
3. 15 протяженных скальных маршрутов, для прохождения которых требуется полный световой день.
4. 2 и более длинных маршрута, требующих для прохождения либо очень долгого дня, либо несколько дней.
5. Маршруты, проходимые с помощью и.т.о.

Курс по подготовке скальных гидов проходит один раз в году, в июне. Продолжительность курса 8 дней. Стоимость $1600 (канадских долларов)
Экзамен на Скального Гида-Ассистента проходит в сентябре. Продолжительность также 8 дней. Стоимость $1600.
Экзамен на Скального Гида проходит в сентябре. Продолжительность 8 дней. Стоимость $1500.

II. Гид по альпинизму.

1. Иметь сертификат Скального Гида-Ассистента.
2. Иметь сертификат об окончании профессионального курса лавинной подготовки I ступени. Эти курсы проводит Канадская Лавинная Ассоциация (Canadian Avalanche Association). Курс длится 8 дней. В течение зимы проходит несколько курсов в разных горных районах.
Стоимость курса - $1250.
3. Резюме, подтверждающее опыт и список восхождений.
Минимальный уровень требований по количеству и сложности совершенных восхождений примерно соответствует нашему КМС. Только здесь, кроме альпинистских восхождений, надо в обязательном порядке иметь еще не менее 15 протяженных ледовых маршрутов по каскадам (замерзшим водопадам) не ниже IV кат. В том числе не менее 5ти восхождений V к.тр. и выше.

Обучение проходит на двух курсах:
1. Курс горной подготовки. 8 дней в июле. Стоимость $1400.
2. Курс ледолазания. 5 дней в январе. Стоимость$950.

Экзамен на Гида-Ассистента по Альпинизму проходит в конце августа. Продолжительность 10 дней. Стоимость $2100.
Желающие могут дополнительно пройти четырехдневный курс предэкзаменационной подготовки в середине августа. Стоимость $500.
Те, кто завалил хотя бы один курс, не получают допуск к экзамену и могут повторно пройти курс только на следующий год.

Для допуска к экзамену на Гида по Альпинизму Гид-Ассистент должен:

1. Предоставить обновленное резюме, характеристику с места стажировки и рекомендацию.
2. Иметь сертификат об окончании курса профессиональной лавинной подготовки II ступени. Для поступления на этот курс необходимо предоставить специальный дневник наблюдений за погодой, снежным покровом и лавинами за период не менее 100 дней. Дневник заполняется строго по метеорологическим стандартам с указанием таких параметров как скорость и направление ветра, температура воздуха и снега, плотность снега на контрольных площадках, данные тестов в снежных шурфах и т.п. Проводить такие наблюдения самостоятельно во время горнолыжных походов очень непросто. Для снятия некоторых параметров требуется метеоплощадка.
Фактически это означает, что Гид-Ассистент должен отработать в одной из профессиональных лавинных служб как минимум один сезон. Как правило, это работа в лыжном патруле на горнолыжных курортах либо в дорожной противолавинной службе.
Стоимость курса профессиональной лавинной подготовки II ступени - $3100.

Экзамен на гида по альпинизму проходит в конце августа - начале сентября.
Продолжительность 10 дней. Стоимость $2100.

III. Лыжный гид.

Минимальные требования:
1. Опыт горнолыжных походов (на ски-туре или телемарке) в различных горных районах не менее 3-х лет. В том числе минимум два автономных похода продолжительностью не менее 5 дней в отдаленных районах с постоянным оледенением.
2. Опыт зимних и летних восхождений. Минимальный уровень горной подготовки соответствует примерно нашему 3-му разряду по альпинизму.
3. Иметь сертификат об окончании профессионального курса лавинной подготовки I ступени.
4. Рекомендуется иметь сертификат горнолыжного инструктора начального уровня.
Требуемый уровень катания на укатанной трассе примерно соответствует 1-му разряду по горным лыжам. Но самое главное - чистая техника и уверенное катание должно демонстрироваться в катании вне трасс при любом состоянии снега.

Первый курс подготовки проходит в течение 7 дней в начале декабря. Этот курс посвящен работе на хели-ски и на снежных автобусах-ратраках (в Канаде и США их называют Snowcat)
Стоимость курса $1850.
Второй курс посвящен ски-туру и проходит в середине января. Продолжительность 7 дней. Стоимость $1300.
Экзамен на Лыжного Гида-Ассистента проходит в конце марта. Продолжительность 9 дней. Стоимость $2100.

Для допуска к экзаменам на Лыжного Гида необходимо:
1. Отработать в качестве Гида-Ассистента один или два сезона.
2. Иметь сертификат об окончании курса профессиональной лавинной подготовки II ступени.
Можно дополнительно пройти четырехдневный курс предэкзаменационной подготовки в начале апреля.
Стоимость $500.
Экзамен проходит в конце апреля. Продолжительность 9 дней. Стоимость $2100.

Примечание: До недавнего времени гиды IFMGA в Канаде и других странах работали только на горных лыжах, ски-туре и телемарке. В конце 1990-х в IFMGA были дискуссии о допустимости для гида работы на сноуборде. Вопрос был связан с обеспечением безопасности клиентов на склоне. В этом плане лыжи имеют ряд преимуществ: в случае необходимости оказания помощи клиентам на лыжах легче подняться по склону, легче делать горизонтальные траверсы, лыжи лучше работают на жестком снегу и т.д.
В то же время, быстро растущая популярность сноуборда, все большее количество чисто сноубордических групп в программах хели-ски и бэккантри-фрирайд требовали перестройки.
В итоге было принято решение, что сертифицированный гид имеет право сам выбирать, на чем ему работать: на лыжах или на доске. В результате многие гиды успешно освоили сноуборд и совмещают в своей работе лыжи и доску.
Тем не менее, горные лыжи в обязательном порядке по-прежнему составляют основу подготовки лыжных гидов. На момент моего обучения в Канаде, в 2001-2002 гг. стать Горным Гидом IFMGA, владея лишь сноубордом, было невозможно. Как обстоит дело сейчас, сказать точно не могу. Для получения любого сертификата требуется целеустремленность и изрядное упорство.
Особенно это необходимо для получения международного сертификата Горного Гида. IFMGA/UIAGM/IVBV. Желающие получить такую квалификацию обычно идут сразу по двум программам: Гида по Альпинизму и Лыжного Гида.
При удачном прохождении всех курсов и экзаменов на это уходит 4-5 лет.
Курсы по каждой специализации проходят обычно в одни и те же сроки. Изредка, при большом количестве желающих, может быть организовано два курса по одной и той же теме, например, ски-тур, которые будут проходить в разные сроки. Но в любом случае записаться можно только на один курс в году по избранной специализации. Никакие переэкзаменовки и повторное прохождение курсов в том же году невозможны. Подход жесткий: не сдал экзамен или завалил курс – работай над собой и приходи на следующий год. Если по какой либо причине не сдал экзамен в установленные сроки, приходится повторять курс подготовки. В результате для многих обучение растягивается на сроки больше 5 лет.

Несмотря на официально разрешенный возраст 19 лет, такие молодые студенты – это редкость. Получить необходимый требуемый опыт и спортивно-технический уровень к такому возрасту непросто. Как правило, средний возраст поступающих 24-26 лет. Немало студентов, которым за тридцать. А бывают и старше сорока лет. Средний возраст получения сертификата Горного Гида IFMGA/UIAGM/IVBV – 30-32 года.

Все сертификаты выдаются пожизненно. Никакие переподготовки не требуются. Периодически Ассоциация проводит курсы повышения квалификации по той или иной специализации. Как правило, эти курсы посвящены освоению какого-либо нового снаряжения или технологии. Курсы не являются обязательными. Дело каждого гида - поддерживать свою физическую и техническую подготовку на высоком уровне и быть в курсе всех последних разработок в индустрии, связанной с горным спортом. При поступлении на ту или иную работу может потребоваться прохождение тестированиия по какой-либо горной дисциплине. Гид об этом знает заранее, и готовиться соответственно.
При поступлении на любую работу требуется действующий сертификат по оказанию первой медицинской помощи. Поэтому все гиды раз в два года обязательно проходят курсы переподготовки по этой теме.

Кроме подготовки на курсах, можно также обучаться на дневном отделении университета по программе «Дипломированный Горный и Лыжный гид». Эта программа существует с 2003 г . Кроме горной подготовки, она включает в себя углубленное изучение академических дисциплин. Программа рассчитана на 5 лет.
Вся специальная горная подготовка и экзамены проходят на тех же курсах, о которых сказано выше. В остальное время идет академическая учеба на дневном отделении университета.
Окончившие дневное отделение получают диплом о высшем университетском образовании и сертификат Горного гида IFMGA/UIAGM/IVBV.

Кроме того, в университете есть двухгодичная очная программа «Гид по Приключенческому Туризму» (Adventure Guide Diploma).
В этой программе совмещены два направления – Горное и Водное. По горному направлению готовят до уровня гида-ассистента по скалам, альпинизму и лыжам.
По водному направлению готовят гидов по речным и морским каякам, каное и рафтам.
При желании студенты могут совмещать оба направления, так как практические курсы проходят в разное время. Теория и практика соотносятся примерно 50/50.
Диплом «Гид по Приключенческому Туризму» имеет статус диплома колледжа. Основная задача программы - подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма. Обладатели этого диплома, желающие продолжить учебу по университетской программе горного гида, поступают сразу на второй или третий курс, так как большая часть практических и теоретических курсов за первые два года примерно идентичны в обеих программах.

Безусловно, вся приведенная мной информация дает лишь схематическое и обобщенное представление о канадском опыте и не является исчерпывающей.
Желающие более подробно ознакомиться с системой подготовки горных гидов в Канаде могут найти всю необходимую информацию (на английском языке) на сайте Канадской Ассоциации Горных Гидов (ACMG) www.acmg.ca, а также на сайте университета «Река Томпсон» www.tru.ca

О личных впечатлениях, об учебе в Канаде, о том, как и чему именно учат, расскажу в следующей статье.

 

Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск- Камчатский

 

Учеба в Канаде. Личные впечатления

Часть I  

Ввиду того, что в полемике на тему гидов преобладают эмоции и домыслы, а по делу сказано совсем немного, мне, в первую очередь, хотелось в своих статьях дать именно фактический материал.
И именно поэтому я публикую свои личные впечатления и мнения в последнюю очередь.
Безусловно, в подобных заметках невозможно избежать субъективизма.
Предвижу, что на этот раз обсуждение будет более эмоциональным, так как далеко не все согласятся с моими оценками.
Но, тем не менее, я надеюсь, что заинтересованные читатели найдут в моих заметках, прежде всего, рациональное зерно и полезную информацию.
Сначала, коротко о том, как мне удалось попасть на учебу в Канаду.
Я много лет мечтал посмотреть « кухню» подготовки профессиональных гидов изнутри.
Так получилось, что, Росс Клутье ( Ross Cloutier ), создатель и руководитель программы обучения гидов в Университете «Река Томпсон» в г.Камлупс, Британская Колумбия - оказался близким другом моих друзей, канадских альпинистов и лыжников. Они и вызвались мне помочь. Я знал, что подготовка гидов процесс долгий и дорогой, поэтому рассчитывал пройти максимум один-два курса. Но помощь моих друзей превзошла все мои ожидания.
Росс, сильный альпинист, руководивший канадскими экспедициями в Гималаях и других горных районах мира, также несколько раз бывал в СССР, ходил на Кавказе и на Памире, поднимался на пик Коммунизма. У него сложилось высокое мнение об уровне подготовки советских альпинистов. Он оказался очень заинтересован принять русского гида и инструктора. Благодаря помощи Росса университет предоставил мне грант на бесплатное очное обучение в течение одного учебного года. Так же друзья помогли получить денежный грант на оплату расходов связанных с проживанием в Канаде. Моих скромных средств хватило бы максимум на пару месяцев. Так в августе 2001года я оказался в Канаде.
Университетская программа по подготовке Горных гидов тогда была еще только в разработке (она начала работать в 2003 г .). Поэтому я поступил на программу «Гид по Приключенческому Туризму» ( Adventure Guide Diploma ). В предыдущей статье я уже упоминал, что по горному направлению эта программа готовит до уровня гида-ассистента по скалам, по альпинизму и по лыжам. Это было как раз то, что мне нужно.
У меня не было возможности оставаться в Канаде на два года, чтобы получить этот диплом. Мне хотелось взять максимум за тот год, что я учился. Опять же, благодаря поддержке Росса, мне предоставили полную свободу в выборе курсов. В результате я смог сосредоточиться на том, что считал наиболее важным для себя и пройти курсы, как первого, так и второго года обучения.

Вот курсы, которые мне удалось окончить:

1. Курс скальной подготовки,
2. Курс альпинистской подготовки,
3. Путешествия в дикой природе – теория,
4. Путешествия в дикой природе – практика (горно-туристская подготовка),
5. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы – базовый курс (60 часов ),
6. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы - продвинутый курс (80 часов) курс,
7. Общая теория управления для гидов (педагогика, психология, стили руководства),
8. Курс руководителя поисково-спасательных операций и действий в чрезвычайных ситуациях,
9. Два лыжных курса (ски-тур),
10. Профессиональный курс лавинной подготовки I ступени,
11. Курс спасателя (работа на сложном скальном рельефе),
12. Курс руководителя спасательной группы (работа на сложном скальном рельефе).

Курсы по спасательной подготовке и курс руководителя поисково-спасательных операций являются профессиональными и имеют свои сертификаты. Мне не удалось получить эти сертификаты, несмотря на успешное окончание курсов и отличные оценки, так как сертификаты выдаются только гражданам Канады или лицам, имеющим вид на жительство.
Курсы по первой медпомощи и по лавинной подготовке имеют международный статус. Так что эти сертификаты я получил.
Многие гиды из США приезжают в Канаду, чтобы пройти лавинные курсы, так как уровень лавинного обучения в Канаде исключительно высокий, порядком выше чем в США.

Как строиться обучение

Основная задача программы - подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма.
Программа состоит из обязательного набора практических и теоретических курсов и различных практических и теоретических курсов по выбору. Для получения диплома, кроме успешного окончания обязательных курсов, надо также набрать определенное количество баллов по выборным курсам.
Примерно 60% времени – это различные практические курсы в горах и в остальное время – теория в университете.
У меня на момент обучения был уже определенный инструкторский стаж (14 лет) и стаж работы гидом 10 лет, так что, естественно, я постоянно сравнивал наши подходы и канадские. Меня интересовали, главным образом, методические моменты, поэтому им уделено главное место в этой статье.

Общая характеристика системы обучения

Прежде всего, обращает на себя внимание максимальная практическая направленность всего учебного процесса. Даже в теоретических дисциплинах. Дается только то, что необходимо. Например, нет лекций по истории альпинизма, об освоении различных горных районов. Можно стать гидом и не знать, кто первым покорил Монблан или Эверест. Так что в плане общей эрудиции мы, как всегда, впереди.

В лекциях о страховке практически нет никаких формул. Зато очень четко, и в тоже время без излишней физики, разъясняются принципы и даются практические рекомендации по всем аспектам организации страховки, включая такие понятия как: фактор рывка, блокировка страховочных станций и промежуточных точек страховки, принципы работы полиспастных систем. Никаких зачетов по теории страховки нет.

Важно грамотное применение теоретических принципов на практике - в горах на реальных маршрутах .

И вот эти практические навыки экзаменующие оценивают очень придирчиво.
Для тех же, кому интересна более глубокая теория, есть популярная и специальная литература. Пожалуйста, читай и самообразовывайся.
Я лично полностью согласен с таким подходом.
На практических курсах обучение проходит в небольших группах по 4-6 человек.
С каждой группой работает, как правило, один гид-инструктор. На лавинных и спасательных курсах по два инструктора на группу.
Курс примерно на 30-40% времени состоит из занятий по освоению различных технических приемов. В остальное время студенты по очереди становятся «гидами» и проводят занятия, восхождения и т.д. самостоятельно. Группа вместе с инструктором становятся «клиентами».
На всех занятиях серьезная, деловая и в тоже время доброжелательная атмосфера. Никакой конкуренции за место между студентами нет. Если все окончат курс успешно, значит, все получат допуск к экзаменам.
Но такого практически не бывает никогда, так как отбор очень жесткий. На курсах обычно отсеивается не менее 50% студентов.

Ни на учебных занятиях, ни в исполнении роли гида не допускается никакой халтуры или просто небрежности. Каждый день надо показывать себя на все 100%. Только так можно рассчитывать на успех. Все занятия проходят только в реальной обстановке на горном рельефе. Никаких имитаций, судейских страховок и т.п.
Например, если это вытаскивание из трещины – значит провалившийся «клиент» висит в настоящей трещине на леднике, на глубине 8- 10 метров и «гид» должен вытащить его в одиночку.
По этой теме на курсе по альпинизму сдается зачет на время.По сценарию: срыв с зависанием на глубине 8м, клиент травмирован и не может помочь гиду. Необходимо: зафиксировать клиента, организовать станцию, спуститься к клиенту, оказать ему первую медицинскую помощь, подняться наверх с рюкзаком клиента (можно вытащить рюкзак отдельно – это на усмотрение гида) и вытащить клиента из трещины. Не допускается применение никаких зажимов (жумары, самохваты, tiblock и т.п.) все делается только на схватывающих узлах. Максимальное зачетное время – 40 мин. На «отлично» - 25 мин.

Если говорить о технической подготовке в целом, то здесь главное внимание уделяется знакомству и отработке специфически гидовских приемов в организации страховки для одного или нескольких клиентов на различных видах горного рельефа и спасательным работам на скалах, на льду и на снегу.

Также шлифуется индивидуальная скальная, ледовая и лыжная техника. Несмотря на общий высокий уровень подготовки у всех студентов, видно, что у многих есть пробелы в базовой систематической подготовке.

Здесь дело в том, что в Канаде получить базовую скалолазную, альпинистскую и ски-туровскую подготовку можно разными путями:

1. Можно просто учиться у друзей и знакомых – это очень распространено.

2. Можно пройти подготовку в частной горной школе. Таких школ в Канаде несколько.
В них преподают только сертифицированные гиды. Школы организуют большое количество учебных программ различного уровня подготовки от однодневных курсов по скалолазанию для начинающих, до целого семестра обучения для уже опытных альпинистов, скалолазов и лыжников. Такие школы дают очень качественную систематическую подготовку. Но обучение в них стоит дорого и далеко не всем по карману.

3. Можно учиться индивидуально у гида. Это еще дороже.

4. Можно стать членом альпинистского клуба. Клубы являются главным образом местом общения людей увлеченных горами и не выполняют серьезной обучающей функции.

В тех случаях, когда клубы организуют те или иные курсы подготовки, в качестве инструкторов приглашаются профессиональные гиды. Члены клуба имеют скидки и для них такие курсы могут обойтись дешевле, чем, например, если группа друзей наймет гида для обучения частным образом.
Особенно разброс в тактической и технической подготовке заметен на маршрутах средних категорий (3-4к.с.).
Многих молодых канадцев, имеющих хорошую скальную подготовку и опыт традиционного (с организацией собственных точек страховки) лазания сложных и протяженных скальных маршрутов не особо привлекают классические гребневые или несложные альпинистские маршруты. Они сразу идут на «пятерки» и «шестерки».
Известно, что на «тройках» и «четверках» обычно гораздо больше вариантов прохождения, чем на «пятерках». Поэтому такие маршруты обычно сложны с точки зрения выбора оптимального пути подъема и спуска, и конкретного способа страховки для каждого участка. В тоже время, именно на классические маршруты средних категорий гиды совершают основную массу восхождений с клиентами.
Здесь, конечно, налицо преимущество нашей последовательной и единой системы подготовки. В советское время до выхода на «пятерки» нужно было сходить немало маршрутов 3-4к.с. А с учетом требований по схоженности связок, чаще всего количество этих восхождений было больше чем официально требовалось на разряд.
Думаю, что это было правильно.
Работая в альплагере с отделением того или иного этапа подготовки, наш инструктор хотя бы примерно знал, что можно ожидать от участников независимо из какого города они приехали. Разброс в уровне подготовки у наших альпинистов при одном и том же разряде тоже бывает весьма существенный, но все же не настолько большой как мне довелось наблюдать в Канаде.
Поэтому на курсах задача гидов-инструкторов - дать студентам полноценную систематическую школу. Понятно, что за один 7-9-дневный курс это сделать невозможно. Но чтобы стать гидом надо пройти много курсов в течение нескольких лет и на каждом жесткий отбор на соответствие профессиональным требованиям. В конечном итоге школа получается очень качественная.

Очень понравилась четкая и понятная система оценок. На практических курсах нет экзаменов в привычной для нас форме.
Все гиды-инструкторы ведут дневник, где каждый день каждому студенту выставляются оценки по следующим базовым категориям:

1. Забота о клиентах – комфорт, контроль, общение и взаимопонимание.
2. Обеспечение безопасности – распознавание опасности, минимизация риска, действия в чрезвычайных ситуациях.
3. Технические системы – организация страховки, спуск дюльфером/спуск клиента гидом, спасательные системы, работа с веревкой, ориентирование (работа с картой и компасом).
4. Профессионализм: знание и владение современным горным снаряжением (железо, одежда, бивачное снаряжение), планирование и подготовка, отношение к клиентам.
5. Оценка местности: выбор маршрута, ориентирование на маршруте, прокладка лыжни (на ски-туре).
6. Технические гидовские навыки: применение правильной техники, в нужном месте и в нужное время.
7 «Горное чувство»: Общие знания и суждения о горах, принятие решений, коррекция ошибок, поведение в стрессовых ситуациях, интуиция.
8. Инструкторская техника: планирование и проведение занятий, педагогика, организация места для занятий, тренерские навыки.
9. Общее естествознание: геология, география, животный и растительный мир, история человечества.
10. Передвижение на различном рельефе - в зависимости от курса это могут быть скалы, лед, снег, микст, лыжи.

Также могут оцениваться и другие категории специфичные для каждого конкретного курса.
Кроме того, на каждом курсе есть зачеты по различным техническим навыкам, за которые выставляется отдельная оценка, влияющая на общую оценку в категории «Технические системы». Например: на альпинистском курсе – это уже упоминавшийся зачет по вытаскиванию из трещины.
Каждая категория имеет свой «вес» в процентах, например:
Забота о клиенте 15%, Обеспечение безопасности 20%, Общее естествознание -7% и т.д.
В сумме итоговая оценка «Отлично» (А+ или Excellent ) равна 100%. Проходной балл на каждом курсе не ниже 80%.
Эта система позволяет четко отследить сильные и слабые стороны каждого студента.

Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту.
На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку.
На мой взгляд, это очень разумная система. Она позволяет свести к минимуму влияние на итоговые оценки, каких либо личных симпатий или антипатий.

В тоже время, высокая итоговая оценка в % не является автоматической гарантией успешного окончания курса. Итоговая оценка - это ориентир для принятия окончательного решения на совещании гидов- инструкторов.

На некоторых курсах провал зачета, по какому либо техническому навыку, может означать провал курса, несмотря на общие хорошие оценки.
Например, на лавинном курсе я не уложился в зачетное время при поиске нескольких пострадавших (3 закопанных на разной глубине бипера на площади 40х 40метров, выключать уже найденные биперы нельзя, максимальное зачетное время поиска 7мин). В результате, несмотря на отличные оценки по всем категориям и общий балл в 96%, я не смог сразу получить профессиональный сертификат и получил лишь справку об окончании курса. На мое счастье выяснилось, что на зачете мне выдали неисправный «бипер». Поэтому мне, вместе с двумя другими студентами, сдававшими зачет с этим «бипером», назначили пересдачу. В итоге мы все сдали на «отлично» и получили сертификаты. В противном случае, если бы бипер был исправен, пришлось бы проходить курс снова.

 

Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск-Камчатский

 

Учеба в Канаде. Личные впечатления
Часть II

Я уже писал, что высокий уровень скальной подготовки и, в первую очередь, лазания на естественных скалах с организацией собственных точек страховки – это обязательное требование для желающих стать горными гидами.

И действительно, уровень лазания у всех студентов очень приличный. Скал в Канаде хватает, так что возможности для тренировок просто неограниченные. Очень популярны традиционные многоверёвочные маршруты, которых много, и они доступны, так как расположены недалеко от городов и дорог.

Очень характерный штрих, который сразу бросился мне в глаза – большинство студентов, имея немалый опыт серьезных скальных и альпинистских восхождений, довольно слабо владеет техникой подъема на жумарах. Только те, кто увлекаются «бигволлом» и искусственным (ито) лазанием, владеют жумарами полноценно. В остальных случаях второй в связке практически всегда идет лазанием, независимо от того, какой это маршрут – скальный, ледовый или крутой «микст». Им просто нравиться лазать, и частое применение жумара и перил считается дурным тоном . Тут надо сказать, что частично это связано с тем, что ходят, в основном, в двойках. Но, даже если идут вчетвером, то чаще всего связки лезут автономно.

Я считаю, что это просто здорово. Научить «лазуна» жумарить нетрудно, а вот наоборот - гораздо сложнее. У нас же нередко начинают осваивать жумары чуть ли ни с «двоек».

 

Теперь подробнее об основных методических подходах к обучению:

 

Несмотря на то, что высокий спортивно-технической подготовки уровень, безусловно, лежит в основе подготовки гида, студентам сразу дают понять, что одной технической грамотности, для того, чтобы стать гидом, недостаточно .

Известно, что далеко не каждый классный спортсмен может стать хорошим тренером. Также далеко не каждый классный альпинист может стать гидом.

Все спортивно - технические навыки – это, по сути, просто «инструменты», которыми гид должен владеть на высоком уровне. Но самое важное – это знать когда, как и какой «инструмент» надо применить в той ли иной ситуации. Так что самый главный «инструмент гида» – это голова.

Курсантов учат в первую очередь принимать самое простое (в техническом плане) решение, так как оно, чаще всего, является и самым надежным. При использовании высокотехничных и сложных приемов всегда больше шансов, что что-нибудь пойдет не так, как надо. Поэтому даже такие технически сложные и комплексные задачи, как подъем и спуск пострадавшего на сложном скальном маршруте, учат разбивать на отдельные блоки и всегда искать самое простое решение для каждого блока.

 

Я уже писал, что отношение к безопасности – это важнейший критерий отсева студентов в процессе учебы. Какие еще критерии отбора являются самыми важными?

 

Следующий важный момент – это умение работать с клиентами .

 

В этом вся суть профессии гида и, естественно, этому уделяется самое большое внимание. Есть теоретический курс по этой теме, а все практические курсы проходят в форме работы с клиентами.

Нередко задают вопрос: «Зачем нужен такой высокий уровень подготовки гидов? Ведь они далеко не всегда водят на сложные маршруты?»

Непрофессионалы чаще всего отвечают, что это необходимо для того, чтобы компенсировать низкий уровень подготовки клиентов. Это верно, но лишь отчасти. Действительно высокая квалификация дает запас надежности.

Но к услугам гидов обращаются не только начинающие и слабо подготовленные.

Нередко довольно сильно подготовленные альпинисты, скалолазы или лыжники тоже обращаются к услугам гидов. Здесь причины разные: у кого-то просто нет в данное время напарника, а кто-то (особенно часто это связано с экспедициями в большие горы) просто не хочет связываться с организационными моментами и нести ответственность за других, и поэтому обращаются к услугам профессионалов. Может быть и множество других причин.

Поэтому гиды – инструкторы постоянно подчеркивают:

Чем выше опыт и уровень спортивно-технической подготовки у гида, тем меньше сил и внимания он тратит непосредственно на передвижение по маршруту и все связанные с этим технические моменты (организация страховки, выбор пути и т.д.) и тем больше внимания он может уделить клиентам. А это – главное.

 

Гиды-инструкторы постоянно подчеркивают, что в этой профессии есть много аспектов, которым можно научиться, но нельзя научить. И умение работать с людьми - один из них. Здесь требуется природный талант или, хотя бы, способности. А это далеко не всем дано.

Инструкторы - опытные психологи и очень внимательно отслеживают эти качества в студентах. Но на курсах, при всей серьезности царящей там атмосферы, невозможно в полной мере проверить эти качества. Все равно работа студента в роли «гида» с группой сокурсников в роли «клиентов» – это имитация. Поэтому очень большое значение придается стажировке в качестве гида-ассистента, которая обязательно должна проходить под руководством профессионального гида. И нередки случаи, когда студенты, отлично зарекомендовавшие себя на курсах, не получают положительной характеристики после работы с реальными клиентами, именно из-за неумения работать с людьми. Если у гида, руководившего стажировкой, имеются серьезные нарекания в этом плане – то для гида-ассистента может быть навсегда закрыт путь в эту профессию.

Здесь подход очень жесткий. Я бы сказал – кастовый или клановый. Такой подход имеет и прагматическую и историческую основу.

Дело в том, что традиции профессии горных гидов в Канаде очень старые. Они были заложены еще в конце XIX века первыми швейцарскими и австрийскими гидами, приехавшими работать в Канаду. До сих пор есть семейные династии гидов в третьем и четвертом поколении.

В общении с канадскими гидами хорошо заметно, что они гордятся своей профессией и всячески блюдут «честь мундира» и чистоту рядов. Здесь, как в любой другой профессии, где ремесло граничит с искусством, далеко не каждый подмастерье сможет в итоге стать мастером и быть допущенным в узкий круг профессионалов.

 

Ассоциация гидов – это не просто объединение людей одной профессии.

Ассоциация - это также профсоюз, который призван защищать своих членов. Любые просчеты гида бросают тень на всю Ассоциацию. Если гид был прав, то Ассоциация будет его отстаивать и защищать и в суде и в прессе. Если гидом допущены серьезные нарушения профессиональной этики и стандартов – то от него публично избавятся и путь в профессию будет закрыт навсегда. Поэтому гид, не умеющий работать с клиентами – это нонсенс.

Здесь сравнение далеко не в нашу пользу. Я встречал не так уж мало наших инструкторов, очень слабо умеющих работать с людьми. А есть и такие, которых допускать к работе с людьми просто нельзя. В ситуации жесткого профессионального отбора в Канаде они не имели бы никаких шансов стать гидами.

Так же умение работать с людьми исключительно важно в инструкторской подготовке, которой уделяется очень серьезное внимание. Есть и теоретический курс по этой теме, и на практических курсах этой теме отводиться немало времени.

В Канаде работа инструктором дает существенную часть годовых доходов для многих гидов. Немало опытных гидов в возрасте, для которых инструкторская работа является основной. Где они работают?

Я уже упоминал о частных горных школах в первой части статьи. Кроме того, во многих общеобразовательных школах, колледжах и университетах есть так называемые « outdoor » программы, обязательной частью которых является начальная горная подготовка. Работать инструктором в таких программах, обычно, имеют право только сертифицированные гиды или, в редких случаях, гиды-ассистенты.

Инструкторские навыки очень важны и в работе с обычными клиентами. Нередко гиду приходиться обучать клиентов по ходу дела на восхождениях или в походах на лыжах, или пешком. Занятия с клиентами по отработке того или иного технического навыка – это обычное дело в дни отдыха или вынужденной отсидки в лагере или хижине.

Также и на хели-ски гидам порой приходиться давать одному или нескольким клиентам уроки внетрассового катания.

Кроме того, самое пристальное внимание обращается на то, как студенты принимают решения в различных ситуациях, особенно экстремальных, и как ведут себя в состоянии стресса. Расскажу об этом немного подробнее.

 

Во время учебных походов и восхождений инструкторы специально ставят студентов в сложные ситуации. Причем, так же как и на занятиях, стараются избегать имитаций и надуманных сценариев. Например, для восхождения выбирается вершина, подход к которой может потребовать организации переправы через серьезную реку или прохождение сложного и опасного ледопада. А сам маршрут очень сложный в ориентировании, со спуском в другое ущелье и т.п. Занятия и восхождения проходят практически в любую погоду. И чем хуже погода – тем больше её любят инструкторы.

 

Постоянно подчеркивается опасность работы по схеме или по привычке, и важность сохранения осознанного, открытого и незашоренного взгляда на любые ситуации. Такой взгляд дает возможность гибкого и адекватного реагирования на постоянно меняющиеся условия в горах.

В любой момент инструктор может остановить студента, выступающего в роли гида и спросить: «Почему ?» Почему выбран именно этот способ страховки именно это место для бивака именно этот путь на подходе или это время и место для привала и т.п. Вопрос может касаться как серьезных и принципиальных вещей, так и каких-то мелочей.

И студент должен доказать, что его решение в данной ситуации является оптимальным или одним из оптимальных, так как зачастую правильных решений может быть несколько. Причем вопрос инструктора вовсе не означает, что студент делает что-то не так. Чаще всего как раз наоборот: все действия студента могут быть совершенно правильными, и вопрос задается для того, чтобы проверить уверенность студента в своих действиях и осознанность принимаемых решений.

В таких ситуациях ответы: «Меня так учили…» или «Мне кажется, что…»- не годятся. Нужно показать четкое видение именно данной конкретной ситуации и грамотно обосновать правильность принятых решений.

В этих случаях инструкторы могут оказывать серьезное психологическое давление на студента и быть очень придирчивыми и настойчивыми в своих попытках сбить студента с толку и заронить сомнения в правильности своих действий.

 

Таким образом также проверяется психологическая устойчивость и способность сохранять ясную голову в условиях стресса. Кроме того, этот подход очень важен для того, чтобы студенты осознали , что гид отвечает за каждый свой шаг и что мелочей в этой профессии нет.

 

Здесь должен сказать, что, на мой взгляд, отсутствие «клеточек» и разрядной системы помогает канадцам сохранять способность осознанного и открытого взгляда на каждую конкретную ситуацию в горах. Нашим же альпинистам и инструкторам зачастую мешает то, что я назвал бы «клеточным мышлением». Не хочу вешать грехов на нашу школу инструкторов – там этому, конечно, не учат. Скорее наоборот - учат, так как надо.

Но, поскольку вся разрядная и учебная система построена на «клеточках» и категориях, это, как мне кажется, зачастую действует уже на уровне подсознания:

Назвав гору «единичкой», «тройкой» или «пятеркой» мы как бы ставим ей «диагноз» и ведем себя соответственно. Тогда как по сути - «тройка» или «единичка» это всего лишь ярлык, далеко не исчерпывающий всех особенностей и опасностей данной горы или маршрута. И это не какие-то философские измышления. Знаю немало случаев с нашими инструкторами, когда такой подход к горам: «Да это всего лишь единичка! Что там может произойти?!» - приводил к ЧП разного рода.

Гидов же учат видеть совокупность всех конкретных особенностей и потенциальных опасностей каждой формы горного рельефа и реагировать соответственно, независимо от того, где эта опасность встретилась: на подходе, на «единичке» или на «пятерке».

Например, если в случае ошибки гида, клиент сорвался и упал на глубину 3-4метра на скальном склоне крутизной 50 0 - ему будет безразлично, где он пролетел эти конкретные метры и получил травму – на крутой скользкой тропе на подходе, на простой «двойке» или «крутой» «пятерке». Разумеется, есть существенная разница в последующей транспортировке пострадавшего, но это уже отдельная тема.

 

Сохранению открытого взгляда на горы в целом также способствует отсутствие разделения на альпинистов и горных туристов. Там это единый горный спорт , в котором есть свои направления: классический альпинизм, ледолазание, бигволл, микст, и т.д.

Есть люди, предпочитающие тот или иной вид активности в горах, но никто не противопоставляет себя друг другу. Хотя разного рода дискуссий в горном сообществе в Канаде хватает, но обычно основные баталии разгораются вокруг стиля. Такого же четкого разделения на два разных вида спорта как у нас - нет. Скорее наоборот – достаточно много универсалов.

Многие сильные альпинисты и скалолазы ходят в очень серьезные автономные горные и горнолыжные походы с огромными рюкзаками за спиной. И гиды тоже водят клиентов в такие походы, так как это довольно популярно в Канаде. А также и сами ходят – просто для души. Разница с нашим горным туризмом в том, что чаще всего целью таких походов является не прохождение перевалов, а восхождения на какие-нибудь труднодоступные вершины в отдаленных горных районах Канады или Аляски.

В Канаде никто не говорит, скажем, о какой-то отдельной «технике горного туризма».

Здесь у гидов подход такой:

Есть горный рельеф, и есть единые базовые принципы страховки и основные способы обеспечения безопасности на этом рельефе, независимо от того, как называет себя человек идущий в горы.

Как любят подчеркивать гиды-инструкторы: «Сила тяжести действует одинаково везде и на всех».

 

Другое дело, что есть особая специфика каждого отдельного вида и множество связанных с этим технических нюансов.

Горный гид должен владеть всем необходимым репертуаром знаний и умений в любом виде горного спорта. Он потому так и называется - «Горный гид», - что является универсальным специалистом, который должен уметь в горах все.

Так что один и тот же гид может в один день работать над прохождением сложного скального маршрута в стиле «редпойнт», на другой день уйти с клиентами на гору, подход к которой проходит по абсолютно дикой местности и занимает несколько дней,

а, вернувшись с горы, работать инструктором по скалолазанию в каком-нибудь колледже, где есть программа по начальной горной подготовке для студентов.

Разумеется, у каждого гида есть свои предпочтения, но зачастую выбора нет и надо просто зарабатывать на жизнь там, где есть возможность.

 

Горы в Канаде дикие, далеко не везде есть тропы и подходы к вершинам или походы часто идут по очень сложной горно-таежной местности, с непролазным буреломом и серьезными переправами через бурные реки. Поэтому горно-туристической походной подготовке тоже уделяется серьезное внимание.

 

Особенно много занятий посвящено ориентированию и работе с картой и компасом на местности.

Есть очень интересное занятие - зачет по ночному ориентированию.

В моей группе зачет проходил после тяжелого дневного перехода с полной выкладкой

(в рюкзаках снаряжение для маршрута 2-3 к.с. + бивачное + продукты на 4 дня). В процессе перехода было совершено восхождение примерно 2 к.с. с последующим многочасовым траверсом разрушенного гребня 2-3 к.с. На спуске с последней вершины траверса было сказано, что внизу будет зачет по ночному ориентированию. Местность для зачета – горно-таежное плато со сложным и очень насыщенным мелким холмистым рельефом (древняя морена). Примерно 60% плато покрыто буреломной тайгой. Остальные 40% - это поляны и множество мелких озер. Даже ясным днем пройти напрямую абсолютно невозможно. По ходу спуска с вершины была возможность составить общее представление о местности для зачета. После спуска группе был дан 2-х часовой отдых с ужином. Зачет начался с наступлением темноты. Группа с полной выкладкой, как и прежде, двинулась в путь. Каждому студенту инструктор задавал координаты (широту и долготу с точностью до секунд) точки в которую надо вывести группу. «Плечо» каждого студента составило примерно 3 км по прямой. Снаряжение для ориентирования – карта масштаба 1: 500 000, компас и альтиметр. Инструктор проверяет точность выхода на точку по GPS . Студентам пользоваться GPS нельзя. Максимально допустимая ошибка 200м. В моей группе было пять студентов, так что зачет закончился только к рассвету.

Думаю, что многим нашим «чистым» альпинистам было бы нелегко на таком зачете.

 

Следующий важный аспект из тех, которым можно научиться, но нельзя научить – это такая оценочная категория как «Горное чувство» ( Mountain sense ). Здесь речь идет о том, насколько органично студент себя чувствует в горах, насколько развита интуиция, как он видит и чувствует различные ситуации и как принимает решения.

Гид должен чувствовать себя в горах как дома. Но это дано далеко не каждому.

И инструкторы - профессионалы это очень внимательно отслеживают.

Особенно высоко оценивают способность вовремя распознавать и корректировать свои ошибки и способность учиться, как на собственных, так и на чужих ошибках.

 

Студент, с хорошей, но не «супер» технической подготовкой, обладающий этими качествами имеет больше шансов успешно окончить курс и получить допуск к экзамену, чем классный технарь, не чувствующий горы, не видящий свои ошибки и опирающийся в своих решениях на схемы и шаблоны.

Технику можно натренировать, а вот «Горное чувство», хоть и можно развить, но оно должно быть дано изначально. Студенты, у которых за годы обучения не прорезывается это «Горное чувство», не смогут стать гидами.

В нашей же системе уровень требований намного ниже и подход к обучающимся не такой жесткий. Я знаю наших инструкторов, у которых, несмотря на большой стаж в горах, это чувство так и не развилось. Эти люди из года в год совершают одни и те же ошибки и действуют главным образом по шаблону: « Нас так учили!» или «Так положено по программе!». Обучаясь в Канаде, они не имели бы никаких шансов дойти даже до уровня гида-ассистента.

Я не могу назвать таких людей опытными, несмотря на то, что они провели в горах немало времени и бывали в разных ситуациях. Как сказал кто-то мудрый: «Опыт – это не количество событий произошедших с нами. Опыт – это то чему мы научились в результате этих событий».

Здесь я полностью отдаю пальму первенства канадской школе.

 

 

Hosted by uCoz